Демо баннер 1920x80

Интеллектуальные игры

Естественно-научный турнир 7-8 класс

Историческая справка

В 60-70 годах XX века в физико-математических и химических школах очень популярными были интеллектуальные бои среди старшеклассников, посвященные решению задач вне программного материала по этим предметам. Впоследствии они переросли в командные интеллектуальные естественнонаучные и математические турниры. 1991 году нашим ученикам предложили принять участие в работе сборной команды города на Всесоюзном химическом турнире в г. Одесса. В течение ряда лет, с 1991 по 1995 год Санкт-Петербург выставлял сборную команду, состоящую из учеников Академической гимназии СПб университета, школы №77 с углубленным изучением химии и учащихся других школ. Неоднократно сопровождала и готовила к участию в турнире команду методист 77 школы И.П. Кондратюк. Для работы в качестве члена жюри оргкомитет турнира неоднократно приглашал А. А. Карцову, д.х.н., профессора химического факультета Санкт-Петербургского Государственного университета. Санкт-Петербургская делегация получила возможность разностороннего ознакомления с игрой: с точки зрения игроков, наставников команды, членов жюри. Опыт участия руководителя сборной Санкт-Петербурга и учащихся 77 школы в турнире юных химиков в Одессе, позволил школе выступить с инициативой организации химических турниров в нашем городе. Команда Санкт-Петербурга выступала успешно. В 1993 году мы были первыми, в 1994 г.- вторыми, участник турнира 1995 года Дмитрий Гамалия в индивидуальном зачете занял первое место. В дальнейшем, в содружестве школ №77, 167, РХО им. Д.И. Менделеева, химического факультета СПб ГУ, кафедры химии Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, оргкомитета олимпиады по химии, СПб ГДТЮ, НМЦ Петроградского и Василеостровского районов и ряда других организаций. С 1997 по 2001 год было проведено шесть естественнонаучных турниров на площадках 77, 167, 10 школ, Менделеевского центра, Аничкова Дворца, которые собирали от 12 до 21 школы-участницы многих районов Санкт-Петербурга. Фото 1 и 2

Неоценимый опыт, полученный при организации естественнонаучных турниров, позволил педагогическому коллективу школы начать внедрение технологии интеллектуального турнира во все составляющие образовательного процесса. Турнир как игра требует нахождения неоднозначного коллективного решения, его публичной защиты, а также анализа и оценивания решения соперника. В данной деятельности эффективно формируется весь комплекс универсальных учебных действий.

Соревновательный (рейтинговый) характер игры является дополнительной характеристикой, позволяющей интенсифицировать получение образовательного результата. Именно это стимулировало многолетнюю работу коллектива школы по созданию системы включения интеллектуальных игр в технологии турнира во все сферы образовательного процесса. Система совершенствовалась в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию в разные годы. Она современна и сейчас.

Технология Турнира

Система различных турниров является игровой педагогической технологией на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Педагогический игровой турнир – это развивающая творческая коммуникативная игра, реализующаяся в рамках деятельностного подхода, в интеллектуальной и социальной сфере. Он использует предметную (межпредметную), ролевую и деловую методику; в качестве игровой среды привлекает средства наглядности ТСО- и ИКТ-технологии; обладает существенным в психолого-педагогическом плане признаком (соревновательный принцип) и предполагает выявление лидеров, победителей, а также определение рейтингового балла проигравших участников.

Анализ творческих задач показывает, что чем выше творческий уровень задачи, тем больший спектр универсальных учебных действий задействован в процессе ее решения.

Применение такой технологии имеет преимущество для образовательного процесса по сравнению с играми типа "Что? Где? Когда?":

  • во-первых – это групповая форма работы, где каждый школьник может проявить себя в разных ролевых ситуациях, встречающихся в научной деятельности (докладчик, оппонент, рецензент);
  •  во-вторых, командам предлагаются проблемные, практико-ориентированные или научные задачи, не имеющие однозначного решения.
  • в-третьих, в процессе подготовки и последующего обсуждения происходит погружение всех участников игры, членов жюри и научных оппонентов в тему и проблему,
  • в-четвертых, ребята многократно проговаривают решение, что способствует глубокому усвоению обсуждаемого материала,
  • в-пятых, они анализируют решение соперника и сравнивают его со своим,
  • в-шестых, в роли рецензента, они должны четко определить свою позицию.
  • и наконец, неизбежно, участники оценивают себя и соперника, а их оценивает жюри, можно проанализировать и сравнить оценки.

Научный турнир – это ролевая игра, где каждый участник проявляет себя во многих видах деятельности.

На стадии подготовки: работа с источниками информации, а это основа самообразования, необходимая для будущей профессиональной деятельности. Выработка оригинального решения поставленной задачи – элемент научного творчества и изобретательства, формирование и применение технологического мышления, применение математического аппарата при обосновании достоверности полученного результата и элементов инженерной графики при оформлении презентационного материала.

В процессе игры – это освоение видов деятельности для разных ролей: навыки строгого логичного изложения материала для докладчика; умение быстро уловить суть вопроса и умело сформулировать вопрос (для оппонента); конструктивно и критично проанализировать предложенный материал (для рецензента).


Межрегиональный химический турнир

Межрегиональный химический турнир проводится химическим факультетом Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова в 7 раз.
Партнерами турнира являются нефтяная компания Лукойл и ПАО «Нижнекамскнефтехим» - одна из крупнейших нефтехимических компаний, занимающая лидирующие позиции по производству синтетических каучуков и пластиков в РФ.
В турнире принимают  участие школьники практически из всех регионов нашей страны от Дальнего Востока до Калининграда. Турнир проходит в 2 этапа: в октябре-ноябре - региональные этапы и заочный этап для команд из тех регионов, где по тем или иным причинам не проходит региональный этап.
На заключительный этап приглашаются команды-победители региональных этапов и команды, получившие Дипломы I степени на заочном этапе. Заключительный этап проходит в Москве. Команды 77 школы с углубленным изучением химии Петроградского района Санкт-Петербурга участвует в МХТ с 2017 года. Дважды выходили в финал заключительного этапа и удостаивались дипломов II степени. Каждый год турнир посвящен определенной тематике.

Участие учащихся школы в Межрегиональном химическом турнире МХТ - 2023.


IX Межрегиональный турнир МХТ - 2023 собрал более 4000 участников из всех регионов России, более 700 команд от Владивостока до Калининграда. На Межрегиональном этапе МХТ - 2023 в РХТУ им. Д.И.Менделеева встретились 34 команды из Москвы, Сургута, Иркутска, Ханты-Мансийска, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Воронежа и других городов.

В результате упорной борьбы определились 12 сильнейших команд, вышедших в полуфинал: Лицей Донецкого национального университета, лицей №88 Екатеринбурга, Московской школы Летово и Физико-технического лицея №1, но главное, 2 команды из Санкт-Петербурга, ученики нашей школы в составе команд К40 - победителя Регионального Санкт-Петербургского этапа МХТ и UNiVErSe - призера заочного этапа МХТ- 2023. Игры проходили в Российском химико-технологическом университете (фото у входа РХТУ и фото 2-х команд у Менделеева). Жеребьевка для наших команд прошла успешно (2 Фото из актового зала со сцены). Это позволило удачно применять стратегию и тактику в ходе четвертьфинальных игр. Все члены команд с честью представили свои научные доклады и показали мастерство в качестве оппонентов и рецензентов (рабочие фото с боев). О выходе в полуфинал ребята узнали на Красной площади (фото и видео). Кроме часов напряженной работы, были и минуты отдыха (фрагмент видео у фортепиано Вероника и Павел и вальс Иван и Настя). В полуфинальных боях была высокая конкуренция. Строгие члены жюри проверяли глубину знаний участников, а наградой были высокие баллы (фото с оценками Олег). Были замечательные промежуточные победы! Команда К-40 за одну игру смогла преодолеть 7 рейтинговых позиций! А команда UNiVErSe после II полуфинала заняла 3 строчку рейтинговой таблицы.

Поздравляем наших героев!

Команда К40

Соболева Ирина – капитан, Вафауллина Арина, Горохова Анфиса, Рявкин Иван, Мамедова Гюльвар, Шевцова Алиса, Кузьминский Павел, Петренко Вероника - Диплом III степени на IX Межрегиональном турнире МХТ - 2023 в Москве

Команда UNiVErSe

Киселев Александр - капитан, Бояринова Вероника, Доброумов Иван, Кононов Николай, Седикова Анастасия, Семенов Иван - Диплом II степени на IX Межрегиональном турнире МХТ - 2023 в Москве. В личном зачете Диплом III степени завоевал Иван Доброумов. На Церемонии закрытия участники тепло приветствовали команды 77 школы Санкт-Петербурга

Руководители команд:

Киселева Валерия Леонидовна, Кондратюк Ирина Павловна, Грушко Олег Игоревич-выпускник школы– участник Международного химического турнира 2019 года, Панова Наталья Евгеньевна