Демо баннер 1920x80

История школы

5 октября 1821 года Училище взаимного обучения по ланкастерской системе. Основано училище по Указу императора Александра I и предназначена для девочек из небогатых семей. Для создания нового учебного заведения была приглашена англичанка Сара Килгам, у которой уже был опыт управления такой школой. Этот день и стал Днём рождения нашей школы. Со временем количество воспитанниц возросло до шестидесяти. 

В июле 1830 года Училище посетила великая княгиня Елена Павловна и осталась довольна, что оно соответствует своей цели. С этого дня и до своей кончины в 1873 году великая княгиня была покровительницей Училища. Штат Училища в тот период состоял из начальницы, её помощницы, законоучителя, двух учительниц, двух пепиньерок, лекаря, двух работниц и двух дворников. 

С 1854 года и по настоящее время школьное здание располагается на участке, где стоял особняк, приобретённый в 1844 году Иваном Андреевичем Крыловым. К этому времени в Училище система взаимного обучения уже не применялась, а все предметы преподавали по общепринятой методе. В связи с этим великая княгиня просила императора о присвоении училищу имени святой Елены (в честь её небесной покровительницы - константинопольской царицы Елены). И 20 ноября 1854 года Николай I «изъявил своё высочайшее соизволение о переименовании Училища взаимного обучения в Училище святой Елены». Обладая разносторонними интересами, великая княгиня привлекала в Училище многих известных людей. Долгие годы добрыми помощниками в управлении училищем были литератор Владимир Фёдорович Одоевский и его жена Ольга Степановна. О музыкальном образовании девочек заботились – известный композитор М.А. Балакирев, пианист и педагог Ф.А. Канилле, композитор и хормейстер Е.С. Азеев. Членами Совета управления Училищем состояли – юр ист, литератор, государственный деятель А.Ф. Кони, известный педагог и публицист В.Я. Стоюнин, а выдающийся педагог К.К. Арнгейм заведовал учебной частью и вскоре поставил его наравне с другими заведениями этого типа.

Училище было достаточно известно в городе и очевидно имело хорошую репутацию, так как 5 февраля 1865 года и 7 марта 1878 года «император Александр II осчастливил его своим посещением». А 2 февраля 1901 года, на освящении домовой церкви св. Константина и Елены, присутствовала императрица Мария Фёдоровна и осталась довольна тем, как обстоят дела в Училище. К этому времени Училищу св. Елены было предоставлено право выдачи  свидетельств, по которым выпускницы могли быть домашними наставницами. Это было важно, так как в Училище поступали дети из небогатых семей военных, чиновников, купцов, интеллигенции, мещан. Например, в разные годы там учились  внучка поэта Аполлона Григорьева – Надежда, изобретателя самолёта А.Ф. Можайского – Любовь. А Екатерина Васильева, с успехом окончившая курс обучения, служила классной дамой в Училище. Несмотря на строгость и однообразие, царившие в то время в учебных заведениях, у многих воспитанниц годы учёбы остались лучшим воспоминанием.

Но начался ХХ век, принесший большие перемены. Было построено новое здание, и это значительно улучшило условия проживания и учёбы воспитанниц. Училище получило статус Института, что давало дополнительные права учебному заведению, но недолго просуществовал Еленинский институт. Сначала I Мировая война, затем трагические события 1917 года прервали учебный процесс. Жизнь в стране изменилась. Все учебные заведения были реорганизованы и на их базе были созданы новые школы.

Осенью 1918 года в здании Института была открыта Единая Советская трудовая школа №199. Многие сотрудники, служившие прежде в Институте св. Елены, и ранее обучавшиеся там воспитанницы написали заявления с просьбой о зачислении их в новую школу. Обучалось в то время в школе более тысячи человек, причём не только девочки, но и мальчики. В 1918 году в школу поступил 6-летний Лёня Канторович. За уникальные математические способности мальчику назначили особую стипендию. Окончив в 1926 году школу Леонид, в возрасте 14 лет, поступил в Университет, а в 1935 году стал профессором. Будучи математиком, учёный занимался разработкой эффективных математических методов в экономических исследованиях. «За вклад в теорию оптимального распределения ресурсов» Леонид Витальевич Канторович был удостоен Нобелевской премии.

Несмотря на трудности становления нового государства, воспитанию молодого поколения уделялось большое внимание, внедрялись различные системы обучения. В школе была богатая библиотека, где не только выдавали книги, но проводили беседы, обсуждали прочитанные книги, делали доклады, ставили инсценировки. Среди детей, которые участвовали в художественной самодеятельности, была и Валя Леонтьева. Прошли годы, и Валентина Михайловна стала всеобщей любимицей. Народная артистка Советского Союза Валентина Леонтьева вела много телевизионных передач, но самая любимая для всех была «Спокойной ночи, малыши», которую вела тётя Валя.

В июне 1941 года занятия в школе были прерваны, потому что в ней разместили челюстно-лицевой ЭГ №1360. Он функционировал все военные годы и был расформирован в ноябре 1945 года, поэтому занятия возобновили только в 1946 году. Налаживалась послевоенная жизнь в стране, налаживалась и работа в школе. Добрые традиции преподавания и воспитания, заложенные в прежние годы, не могли быть забыты. И уже в конце 50-х – начале 60-х годов школа вошла в число лучших школ района и города.

РОЖДЕНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Недалеко от школы на проспекте Добролюбова, у Биржевого моста, находился Государственный институт прикладной химии (ГИПХ) –крупнейшая отечественная организация химического профиля. В 60-ые годы был взят курс на  химизацию народного хозяйства, и в связи с этим возникла проблема подготовки кадров, а именно, лаборантов. Решено было оборудовать специальные химические лаборатории в нашей школе №77 Петроградского района. Сотрудники ГИПХа Ю. И. Колосов и С.Л. Добычин составили проектное задание на строительство Отделения производственного обучения при школе (ОПО). 

Лаборатории ещё строились, а в октябре 1964 года уже был сформирован коллектив из четырёх преподавателей и пяти лаборантов во главе с Н.Н. Чутковым. Пока строители завершали работы, лаборанты принимали приборы, химическую посуду, реактивы, преподаватели проводили теоретические занятия в классах. А в часы практики ученики оттирали скипидаром следы краски со столов, стеклянных стен и полов в лабораториях, заносили столы и шкафы. Научным руководителем Юрием Ивановичем Колосовым была составлена программа подготовки лаборантов-химиков-аналитиков. В химические классы с производственным обучением были приняты 110 учащихся, и через два года ГИПХ получил девять лаборантов из ОПО.

Особо гордится школа своим выдающимся выпускником Героем СССР, Героем России, Почётным гражданином Санкт-Петербурга Сергеем Константиновичем Крикалёвым. Он окончил нашу школу в 1975 году. Главной мечтой Сергея Крикалёва был космос, и он последовательно добивался её осуществления. С отличием окончив Ленинградский механический институт (знаменитый «Военмех»), стал инженером, и, наконец, в 1985 году был отобран в отряд космонавтов. Уже через три года Сергей Константинович совершил свой первый полёт в космос, а всего он побывал там шесть раз. Сергей Крикалёв в ходе своих космических полётов на станциях «Мир» и МКС производил фотографирование нашей Земли из космоса современной цифровой фототехникой. За профессиональную фотосъёмку в космосе и создание серии технологически новых уникальных художественных фотографий Сергей Константинович награждён премией «Золотой глаз России» и Почётным Пожизненным членством королевского Фотографического общества Великобритании. В настоящее время он исполнительный директор по пилотируемым космическим программам госкорпорации "Роскосмос", заместитель гендиректора по международной деятельности. Несмотря на большую занятость, Сергей Константинович посещает родную школу, встречается с учениками, педагогами. Побывав после капитального ремонта в химическом отделении, он очень высоко оценил то, каким современным оборудовании оснащены кабинеты и лаборатории.

ОТДЕЛЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ – ОПО

Сегодня Отделение профильного обучения занимает весь третий этаж второго корпуса. Это три просторных светлых класса, укомплектованных современным мультимедийным оборудованием, которое дает возможность проводить интересные теоретические занятия по химии и технологии и выполнять лабораторные работы, демонстрирующие свойства веществ и характерные особенности протекания различных химических реакций. Особой гордостью школы являются четыре химические лаборатории и весовая комната, в которых в рамках учебного курса Технология учащиеся 8-9-х классов изучают технику химического эксперимента, а старшеклассники осваивают основы аналитической химии и физико-химические методы анализа. Но в ОПО проходят не только увлекательные занятия, оно славится ещё и своими традициями и праздниками. Каждый год, в декабре, выпускной класс проводит для класса, только вступившего на путь химии, праздник «Посвящение в химики». Это событие проходит в игровой форме. Классы делятся на команды, каждая из которых получает своё задание. С азартом и большим желанием сделать быстрее и лучше других команды выполняют эти задания. После этого все собираются в зале, где их ждёт театрализованное представление «Химическая сказка». Заканчивается праздник подведением итогов: награждаются победители, а все ученики получают «Свидетельства химиков школы №77». 
Рисунок1.png